×
×

Исполнение решений иностранных судов и коммерческих арбитражей в РФ

p10И так, ваша компания получила решение иностранного суда. Теперь, основной вопрос: как исполнить судебное решение иностранного суда на территории России?

Способ исполнения решения зависит от того, в какой стране оно принято. Решения судов одних стран требуют в России специальной судебной процедуры признания и приведения в исполнение, с решениями и исполнительными документами судов других стран можно обращаться за исполнением сразу, минуя российский суд.

Наличие договорных отношений между российскими и иностранными компаниями и выбор в контрактах с ними в качестве места разрешения спора иностранного суда может привести к тому, что российская компания (или иностранная компания, имеющая бизнес в России) может получить решение иностранного суда, которое нужно исполнить в России. По общему правилу правоприменительные акты любого государства действуют в пределах его территории – пространства, на которое распространяется его суверенитет. Поэтому принудительно исполнить в одной стране решение, которое вынесено судом другого государства, можно только через его признание последним в соответствии с процедурами, установленными в той стране, в которой нужно добиться исполнения.

На территории России можно признать и привести в исполнение решения по гражданским делам, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 409 ГПК РФ), а также решения по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 241 АПК РФ).

Существует три основных режима исполнения решения иностранного суда в России.

Первый режим: исполнение в рамках процедуры экзекватуры. В рамках экзекватуры суд по месту исполнения рассматривает ходатайство заинтересованной стороны, возражения другой стороны (см. Конвенцию между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам, заключена в г. Риме 25.01.79). Также этот режим применяется при отсутствии между странами каких-либо соглашений и договоренностей об исполнении решений. Однако международные договоры или законы соответствующих стран могут предусматривать исключения из этого правила (тогда применяются второй или третий режимы).

При рассмотрении заявления о признании и приведении в исполнение суд лишь устанавливает наличие (отсутствие) оснований для этого. Суд не вправе пересматривать решение по существу (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 96). Поэтому в предмет доказывания по делу входят лишь факты, подтверждающие наличие или отсутствие оснований для отказа в признании и приведении в исполнение решения. Тем самым заявитель должен доказать суду наличие оснований требовать признания решения, а должник – наличие оснований для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения.

Второй режим: облегченная процедура исполнения с исследованием возражений. В рамках такого режима приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны, при этом рассматриваются возражения другой стороны (см. Соглашение стран СНГ от 20.03.92 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (Киевское соглашение), ратифицировано постановлением Верховного Совета РФ от 09.10.92 № 3620-1).

Третий режим: исполнение решения как вынесенного российским судом. Прежде всего этот режим действует в отношении решений иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения. Так, в отношении решений по гражданским делам действует презумпция их признания, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения (ст. 413 ГПК РФ). Кроме того, есть отдельный перечень решений иностранных судов, не требующих дальнейшего производства (установлен ст. 415 ГПК РФ). По этим решениям заинтересованное лицо вообще не может предъявлять возражения против их признания. Арбитражно-процессуальное законодательство по общему правилу такой возможности не предусматривает. Однако и в экономических спорах такой режим все-таки возможен. С некоторыми странами, например с Республикой Беларусь, благодаря специальным соглашениям судебные акты судов сторон соглашения (даже требующие принудительного исполнения) не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются так же, как судебные акты своего государства. Исполнительные документы судов, принявших решения, имеют обязательную силу (ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 17.01.01 «О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь», ратифицировано Федеральным законом от 11.07.02 № 90-ФЗ «О ратификации Соглашения…»).

По общему правилу обязательность постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей на территории России определяется международными договорами РФ (ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»). Порядок исполнения в России решений иностранных судов и арбитражей устанавливается законодательством об исполнительном производстве, международными договорами, процессуальным законодательством РФ (ст. 11 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). При этом Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс по-разному определяют основания для признания в России решений иностранных судов. По гражданско-процессуальному законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются в России, если это предусмотрено международным договором России (ч. 1 ст. 409 ГПК РФ). Согласно арбитражно-процессуальному законодательству, помимо международного договора основанием признания и исполнения на территории России решения иностранного суда является федеральный закон (ч. 1 ст. 241 АПК РФ). Например, Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон № 127-ФЗ) допускает признание решений иностранных судов о банкротстве на основании принципа взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 2 п. 6 ст. 1).

Тем самым можно выделить следующие основания признания и приведения в исполнение решений иностранных государственных и третейских судов на территории России: обязательные (международные договоры, федеральные законы) и необязательные (общепризнанные принципы: международной вежливости и взаимности).

К обязательным основаниям признания и приведения в исполнение решений иностранных государственных и третейских судов можно отнести двух- или многосторонние международные договоры, ратифицированные Россией. Их наличие автоматически обязывает российский суд положительно решить вопрос о признании и исполнении иностранного решения на территории России, если отсутствуют препятствия (основания отказа), установленные в таких международных договорах и российском законодательстве (ст.V Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г., далее – Нью-Йоркская конвенция, ст. 412, 414, 417 ГПК РФ, ст. 244 АПК РФ).

Если с государством, суд которого вынес решение, у России нет договора или соглашения, это не означает, что компания не сможет его исполнить на нашей территории.

Принцип международной вежливости предписывает государствам относиться к иностранному правопорядку вежливо и обходительно, а принцип взаимности предполагает взаимное уважение судами различных государств результатов деятельности друг друга (определение ВАС РФ от 07.12.09 № ВАС-13688/09). Другими словами, принцип взаимности – возможность привести в исполнение решение иностранного суда на территории России при условии признания на территории этого иностранного государства аналогичных решений российских судов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.08.08 по делу № А56-22667/2007).

Россия не имеет международных договоров о приведении в исполнение решений государственных судов по экономическим спорам с большинством развитых стран (Францией, США, Германией, Великобританией и др.). Между тем их отсутствие само по себе не является безусловным основанием для отказа в приведении в исполнение решения суда. Ни в одном российском нормативном акте нет правила о том, что при отсутствии международного договора с соответствующей страной запрещается признавать и приводить иностранное решение в исполнение. Такое решение российский суд может признать на основе принципа взаимности и международной вежливости . Он относится к необязательным основаниям признания и приведения в исполнение, так как принятие решения остается в таких случаях на усмотрение суда.

Раньше суды часто отказывали в признании иностранных решений на основании отсутствия договора о взаимном исполнении судебных решений по конкретным категориям дел (см., например, определение Верховного суда от 28.01.99 № 78-Г98-46). Суды руководствовались тем, что признание и приведение в исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных государственных судов регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.88 № 9131-XI «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» (он действует в настоящее время в части, не противоречащей АПК РФ и ГПК РФ), в соответствии с которым решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором (п. 1).

Но постепенно судебная практика стала признавать такие решения, ссылаясь на принцип взаимности (определение ВС РФ от 07.06.02 № 5-Г02-64, далее – определение № 5-Г02-64). В этом определении суд указал, что отсутствие международного договора о признании и принудительном исполнении решений определенной страны не является основанием для отказа в исполнении решения суда этой страны. Более того, российский суд может удовлетворить ходатайство о признании и исполнении иностранного судебного решения и без наличия международного договора, если судами иностранного государства на основе взаимности признаются решения российских судов.

В России нельзя привести в исполнение другие акты, кроме решений судов. Так, акты иностранных судов, принятые до или после рассмотрения спора по существу, например определения о принятии обеспечительных мер, взыскании судебных расходов, привести в исполнение не получится (см. постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.10 № 6547/10).

Как ни странно, суды общей юрисдикции не восприняли позицию Верховного суда и Европейского суда и зачастую придерживаются противоположного мнения: наличие международного договора является обязательным условием признания и приведения в исполнение решений иностранных судов (см. определения ВС РФ от 28.07.09 № 38-Г09-7, от 01.12.09 № 4-Г09-27, Московского городского суда от 29.06.10 по делу № 3-0209/2010).

При этом на практику арбитражных судов определение № 5-Г02-64, напротив, оказало значительное влияние. Суды стали ссылаться на принципы взаимности и международной вежливости как на общепризнанные принципы международного права, являющиеся частью российской правовой системы в силу статьи 15 Конституции (постановление ФАС Московского округа от 29.11.12 по делу № А40-88300/11-141-741, определение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.05 по делу № А40-53839/05-8-388). Но есть интересный нюанс – многие суды признают принцип взаимности как основание признания и приведения в исполнение в России решений иностранных судов при отсутствии соответствующего международного договора (федерального закона), только если соблюдено одно условие. А именно: если заявитель представил информацию о признании и приведении в исполнение решений российских судов на территории соответствующего иностранного государства (определение ВАС РФ от 07.12.09 № ВАС-13688/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.08.08 по делу № А56-22667/2007, Московского округа от 19.04.12 по делу № А40-119397/11-63-950). Если же заявитель таких доказательств не представил, это влечет за собой отказ в признании и приведении в исполнение иностранного решения (определения ВАС РФ от 19.05.08 № 5105/08, от 20.07.09 № ВАС-7426/09, ВС РФ от 13.09.02 № 5-Г02-119). Поэтому заявителю при подаче ходатайства нужно будет еще и доказать, что принцип взаимности применяется в том государстве, суд которого вынес решение.

Суд откажется приводить в исполнение решение, противоречащее публичному порядку
Одной из причин для отказа в приведении в исполнение иностранного судебного решения является его противоречие публичному порядку РФ.

Это предусмотрено как в международных, так и в российских актах (подп. «b» п. 2 ст. V Нью-Йоркской конвенции, п. 5 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 244 АПК РФ). Суд отказывает в признании и приведении в исполнение по данному основанию по собственной инициативе (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.02.13 № 156, далее – письмо № 156, п. 29 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 96, далее – письмо № 96). При этом суд может усмотреть нарушение публичного порядка в разных ситуациях. Например, если решение нарушает основополагающие принципы российского права, в частности основано на подложных документах (п. 30 письма № 96), или предусматривает взыскание по контракту, заключенному в результате коммерческого подкупа (п. 2 письма № 156). Но оговорку о публичном порядке суд может применить лишь в исключительных случаях (п. 4 письма № 156).