×
×
Zakharevich1-e1413639736459-100x100

Закон, направленный на деофшоризацию российского бизнеса, вступил в действие 1 января 2015 года. Благодаря принятию этого законодательного акта, было выполнено поручение Президента России, изложенное в послании Федеральному собранию. В нем В. Путин, в частности, отметил, что российскому государству требуется система специальных мер, способных обеспечить прозрачность оффшоров.

Для тех, кто внимательно изучил это послание, очевидно, что власти планируют синхронизировать два сложнейших явления: меры по деофшоризации и амнистию капитала. Судя по всему, эти подходы должны стать своеобразным «кнутом и пряником» для предпринимателей. Насколько эффективными будут предлагаемые меры, и какое влияние окажет закон о деофшоризации на предпринимателей, инвесторов и каждого жителя России, размышляет Андрей Гольцблат.

 

Поскольку напрямую закон о деофшоризации регулирует деятельность собственников бизнеса, подавляющее большинство даже экономически грамотных жителей России считает его бесконечно далеким от их собственных интересов. Эту точку зрения следует признать ошибочной: косвенное воздействие этот закон окажет также на тех, кто работает и получает зарплату в оффшорных компаниях, имеет с ними контрагентские связи, инвестирует в них.

Поскольку экспертные оценки свидетельствуют о том, что под иностранной юрисдикцией в настоящее время пребывает около 90% крупного российского бизнеса, можно с уверенностью сказать, что закон о деофшоризации затронет практически каждую российскую семью.

 

Большинство государств с развитой экономикой считает недопустимой ситуацию, при которой крупнейшие субъекты предпринимательства находятся вне правового поля. В качестве последствий в данном случае можно выделить бесконтрольность финансовых операций, отток капиталов, уклонение от уплаты налогов.

Западные государства давно следуют по пути регулирования работы оффшорных компаний. При этом уже около двух десятилетий они опираются на рекомендации FATF. Частью стран с развитий экономикой внедрены жесточайшие санкции против государств, скрывающих сведения о финансовых операциях субъектов, которые зарегистрированы на их территориях.

Строгие нормы, касающиеся регламентации деятельности оффшорных компаний, введены в законодательство США. С 2008 года в этой стране действует нормативный акт «О предотвращении злоупотреблений налоговыми гаванями», предоставляющий широчайшие полномочия контролирующим и налоговым органам. Суммы штрафов за использование оффшорной юрисдикции, налагаемые на основании этого закона, могут достигать 150 % от объема извлеченной прибыли.

 

В России новеллой в области деофшоризации стали изменения, внесенные в Налоговый кодекс. В соответствии с ними были введены термины «контролирующие лица» и «контролируемые иностранные компании». К числу контролирующих лиц относятся субъекты, доля которых в контролируемых иностранных компаниях превысит в 2015 году 50% (с 2016 года — 25%).

Если речь при этом идет о совместной собственности физических лиц, то для попадания под действие данного закона доля совместной с супругами и несовершеннолетними детьми собственности в контролируемых иностранных компаниях должна достигать 50%.

Следует отметить, что обязанности в соответствии с нормами Налогового Кодекса РФ у владельцев бизнеса возникают только тогда, когда от оффшорных компаний они получают реальный доход.

В обстоятельствах, когда власть одновременно предлагает возможности по амнистии капитала и выдвигает требования по деофшоризации, владельцам бизнеса есть о чем задуматься. На первый взгляд, амнистия капитала и деофшоризация бизнеса представляют собой связанные явления.

Как известно, под амнистией понимается освобождение от ответственности. Применительно к оффшорным компаниям, до 01.01.2015 года налоговой ответственности не существовало. Данная ответственность по российскому закону о деофшоризации наступает с 01.01.2015 года, и именно с этого момента действуют правила уплаты налогов с оффшорных компаний и доходов. Это означает, что до 01.01.2015 года оффшорные операции были законными. Поскольку осуществление амнистии капиталов намечено на период после 01.01.2015 года, и применяться она будет в отношении владельцев бизнеса, не выполнивших требования закона о деофшоризации, непонятно, в каких целях разработан этот закон. Отсюда вытекает вполне логичный вопрос: какие капиталы власти собираются амнистировать?

С другой стороны, если при разработке этих законодательных актов в качестве ключевой проблемы, требующей решения, рассматривались валютные нарушения, связанные с наличием счетов за границей, то непонятно, насколько эффективными окажутся предложенные меры. Как показывает опыт, например, амнистия 2006 года оказалась нерезультативной.

При таких обстоятельствах необходима четкая концепция амнистии капиталов, позволяющая понять механизмы ее действия, цели и последствия. Без этого добиться безусловной поддержки данных нормативных актов у предпринимателей невозможно.

Проблемы, связанные с необходимостью раскрытия информации о происхождении капиталов

Вопросы о механизме процессов деофшоризации, которые задают сегодня представители бизнеса, вполне оправданы. В частности, они пытаются разобраться, насколько велики будут дополнительные налоговые издержки и какая ответственность наступит при неисполнении данных законодательных норм. Принимаемые на основании подобных размышлений решения могут быть самыми неожиданными, вплоть до реструктуризации оффшорных структур, включения новых элементов в контрагентскую сеть, смены налогового резидентства (поскольку только налоговые резиденты с 01.01.2015 года должны заявить о наличии у них более чем 10% доли в оффшорных компаниях).

Еще одним обстоятельством, которое может стать серьезнейшим препятствием в развитии процессов деофшоризации, является необходимость раскрытия владельцами бизнеса информации об имеющейся у них за рубежом реальной собственности и о ее происхождении. Инстинктивно предприниматели опасаются, что у них отсутствуют юридически состоятельные объяснения происхождения капиталов.

Обеспечить полную подконтрольность органам власти процессов деофшоризации и амнистии капиталов будет совсем непросто. Их участники должны уведомить уполномоченные органы, что они являются собственниками либо бенефициарами оффшорных компаний. Предположим, часть предпринимателей пойдет по этому пути. Однако требовать у владельцев компаний, легально функционировавших в оффшорных зонах, объяснений о происхождении заработанных средств, совершенно нелогично.

Что касается нелегально полученных капиталов, то в этой части имеется еще большее количество вопросов. Будут ли освобождены от ответственности владельцы собственности, полученной с помощью убийств, грабежей, рейдерства? С одной стороны, если сроки исковой давности по данным делам миновали, то привлечение к уголовной ответственности недопустимо. С другой стороны, на слуху у российских предпринимателей, например, дело «Башнефти». Это вполне объясняет, почему к необходимости раскрытия информации об имеющихся капиталах владельцы бизнеса относятся с большой настороженностью.

Кроме того, могут появиться и лица, которые объявят себя косвенными бенефициарами и попросят об амнистии некой денежной суммы, переведенной из-за границы. Кто и каким образом будет выяснять, принадлежат ли эти финансовые средства конкретному бенефициару? Кто сможет установить, не заключил ли бенефициар контракт с иностранной компанией только на часть стоимости экспортируемого товара, и не пытается ли он провести оставшуюся сумму как подлежащий амнистии капитал?

Как придется платить?

Закон о деофшоризации обязывает контролирующих лиц обеспечить представление в налоговые органы уведомлений о своем участии в контролируемых иностранных компаниях. Минимальный объем прибыли, подлежащей декларированию, составит в 2015 году 50 млн. руб., в 2016 году — 30 млн. руб., после 2017 года — 10 млн. руб.

Как видно из данной нормы, началом первого налогового периода по закону о деофшоризации является 01.01.2015 года. Очевидно, что до этой даты никакой налоговой ответственности, сопряженной с оффшорными операциями, владельцы бизнеса не несли. В этой связи приходится вновь отметить неясность юридического смысла амнистии капиталов.

Нужно ли вообще платить?

У большинства владельцев бизнеса возникает вполне закономерный вопрос: следует ли вообще предпринимать какие-то действия? Смогут ли российские власти узнать обо всех оффшорных компаниях, если о них, нередко, не помнят даже собственники? Ведь, как известно, многие из них создавались для проведения конкретных разовых операций, следы которых впоследствии были утрачены.

Необходимо помнить, что в настоящее время власти России имеют широкий спектр специальных органов для поиска подобной информации: отделов МВД, ФСБ, Федеральной службы по финансовому мониторингу. Определенные сведения могут быть извлечены во время оперативных мероприятий, связанных с выемкой документации и компьютерной техники. Ввиду участия России в многосторонних международных соглашениях, информация по налогам может поступать из-за рубежа. Однако в этом случае следует учитывать, что с множеством оффшорных юрисдикций (например, Каймановыми и Виргинскими островами), подобные соглашения пока отсутствуют.

Существует вероятность вступления России в ближайшие годы в члены Европейского клуба  международного обмена информацией. При этом российские налоговые органы смогут получить оперативный компьютерный доступ к всемирной базе сведений о собственниках компаний, в том числе, находящихся в оффшорных юрисдикциях. В данном случае информация о владельце бизнеса, зарегистрированного, например, на Каймановых островах, попадет в налоговые органы и ему могут быть предъявлены претензии.

Что грозит неплательщикам?

Одним из наиболее острых для владельцев оффшорного бизнеса вопросов является установление юридической и налоговой ответственности за неисполнение положений закона о деофшоризации. В соответствии ними, за неуплату налогов оффшорными компаниями сумма штрафов составит 20% от величины неуплаченных налогов, но не меньше 100 тыс. руб. В случае предоставления контролирующим лицом недостоверных сведений, оно подлежит дополнительному финансовому наказанию в размере 100 тыс. руб. за скрытые факты о каждой контролируемой компании. При непредставлении либо ненадлежащем представлении информации непосредственно о контролирующем лице, сумма штрафа составляет 50 тыс. руб.

При этом не отменяется действие уголовного закона в части уклонения от уплаты налогов. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о введении в УК РФ санкции за уклонение от уплаты налогов с использованием оффшорных структур. Данная санкция предполагает возможность назначения отбытия реального наказания в течение 6 лет.

В связи с возможностью привлечения к уголовной ответственности, следует отметить, что налоговые обязанности по закону о деофшоризации у владельцев бизнеса возникают только тогда, когда от оффшорных компаний они получают реальный доход. Этот довод, однако, мало воодушевляет опытных отечественных предпринимателей. Многие из них выражают опасение, что любые разбирательства, связанные с определением реального финансово-экономического положения и доходности оффшорных компаний, будут осуществляться в рамках возбужденных уголовных дел. Следует отметить, что подобный риск существует, несмотря на нормы закона, которыми введен мораторий на уголовную ответственность до 01.01.2018 года. Кроме того, применение моратория становится возможным только при условии возмещения государству нанесенного ущерба.

Как известно, закон об амнистии капиталов планируется принять летом 2015 года. Такое разнесение по времени важнейших законодательных актов, регламентирующих деятельность оффшорных компаний, вызывает недоумение. Этот временной разрыв способствует тому, что владельцы бизнеса стремятся получить больше информации и убедиться, что власть «играет по правилам». Безусловно, при таких обстоятельствах предприниматели испытывают негативные эмоции и откладывают момент принятия решения о переводе капиталов в российскую юрисдикцию.

Следует осознавать, что дата вступления закона о деофшоризации в силу – 01.01.2015 года не является критической. Однако с течением времени, в российских уполномоченных органах будет накапливаться информация об оффшорных компаниях, и решение их владельцам принимать придется. Поэтому в самое ближайшее время собственникам подобного бизнеса рекомендуется подвергнуть свои компании реструктуризации таким образом, чтобы иметь возможность эффективно работать, не нарушая при этом законодательство РФ.

Какие варианты действий возможны?

Владельцы бизнеса имеют возможность воспользоваться 3-мя алгоритмами действий. Первый из них предусматривает постепенное закрытие оффшорных компаний и регистрацию бизнеса в российской юрисдикции. Безусловно, данный вариант является самым безопасным и наиболее желательным для российских властей. Однако массовый перевод бизнеса из оффшоров в Россию возможен только при обеспечении комфортных условий для него на российской территории. Речь идет, например, о принятии законодательных актов о холдингах, использовании специальной системы налогообложения для компаний с консолидированным балансом, выполнении структурирования бизнеса с промежуточным налогообложением, гарантиях максимальной справедливости правосудия и обеспечении абсолютного равенства сторон судебных процессов.

Второй алгоритм предусматривает смену налогового резидентства. Владельцы крупных оффшорных компаний пока не задумываются об этом всерьез, поскольку стремятся детально разобраться в существующей ситуации. В данном случае очень важно грамотно выбрать страну, в которой предстоит зарегистрироваться в качестве налогового резидента с тем, чтобы минимизировать уплачиваемые налоги и иметь возможность построить действительно эффективный бизнес.

Третья схема действий заключается в тщательном мониторинге ситуации и ожидании начальных результатов амнистии капиталов. Этот алгоритм следует признать самым простым и популярным. Он позволяет воспользоваться предупреждением со стороны российских властей, усовершенствовать имеющиеся коммерческие структуры и приступить к безопасному развитию бизнеса.

 

Как заставить закон о деофшоризации функционировать в полную силу?

Существует единственный путь, который позволил бы провести эффективную деофшоризацию российского бизнеса. Он предусматривает создание грамотных и полностью согласованных законодательных норм, а также обеспечение их безусловного исполнения. Четкие, простые и непротиворечивые законодательные акты вызывают доверие у предпринимателей любого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать, что многие владельцы бизнеса уходят в иностранные юрисдикции отнюдь не ради уклонения от уплаты налогов. Огромное число крупных сделок сегодня регулируется нормами зарубежного права и подлежит рассмотрению иностранными судами. Подобные решения владельцы бизнеса принимают отнюдь не из-за недостатка патриотизма, а вследствие недоверия к российским судам. Именно честности, справедливости, непротиворечивости требует современная экономика России от государственных органов.

От Президента РФ предприниматели ожидают реальных сигналов, свидетельствующих о заинтересованности власти в нормальном диалоге с бизнесом, а также о готовности оказания действенной поддержки развитию частной собственности и конкурентной среды. Таким сигналом могло бы стать, например, предложение Президента РФ Государственной Думе об отклонении законопроекта о введении уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с использованием оффшорных структур. Одобрение со стороны предпринимателей наверняка вызвало бы признание утратившим силу закона, который позволяет возбуждать уголовные дела за уклонение от уплаты налогов до рассмотрения налоговых споров арбитражными судами.

Очень желательным явлением стало бы исключение возможности внесения в Государственную Думу непродуманных законопроектов, будоражащих предпринимательское сообщество. Только в последнее время миллионам предпринимателей пришлось строить предположения о возможных последствиях таких нашумевших нормативных актов, как «закон Роттенберга», «закон о бизнесе стран-агрессоров» и т.д. Это не только не способствует нормальной работе компаний, но и разрушает доверие к органам государственной власти.  До тех пор, пока отношения бизнеса и власти не будут безукоризненно честными, вернуть бизнес и капиталы из оффшоров будет очень непросто.

Российскому государству предстоит провести огромную работу для возвращения доверия предпринимателей, а им, в свою очередь, следует также сделать шаги навстречу власти. Ведь в сложнейших условиях, в которых оказалась в настоящее время Россия, иного пути для ее развития не существует.